ДУДИН АМВРОСИЕВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Том XVI , С. 319-321
опубликовано: 18 октября 2012г.

ДУДИН АМВРОСИЕВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Содержание

Дудин Амвросиев во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Фотография. 1912 г.Дудин Амвросиев во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Фотография. 1912 г. основан не позднее сер. XIV в. в Березополье Нижегородского княжества, при впадении речки Зуевки в р. Оку. В XV - 1-й пол. XVIII в. эта территория входила в состав Березопольского стана Нижегородского у., со 2-й пол. XVIII в.- Горбатовского у. Нижегородской губ., с 20-х гг. XX в.- Павловского у.; в наст. время - Богородский р-н Нижегородской обл. Название мон-ря неоднократно изменялось. В актах XIV - 1-й пол. XVI в. он именовался «Никольский», «Дудин» или «Никольский Дудин». В документах 60-70-х гг. XVI в. встречается именование «Николая Чудотворца и преподобного Сергия Дудин». В нач. XVII в. широко использовалось именование «Николая Чудотворца Амвросиев (или Амбросиев) Дудин». С 1599 г. до 30-х гг. XVII в. мон-рь значился как «Пречистыя Богородицы» или «Успения Пречистой Богородицы и великого чудотворца Николая Амвросиев (Амбросиев) Дудин», с 30-х гг. XVII в.- «Амвросиев (Амбросиев) Дудин».

По преданию, Д. м. основан на месте явления иконы свт. Николая Чудотворца, на берегу Оки. Архим. Макарий (Миролюбов) полагал, что Амвросиевым мон-рь назван по имени основателя, а Дудиным - от близлежащего с. Дуденёва.

В 1599 г. указом царя Бориса Феодоровича Годунова к Д. м. был приписан находившийся в Березопольском стане Троицкий мон-рь. Ок. 1606 г. на монастырских землях у р. Узола была основана Скоробогатовская Благовещенская пуст. Указом царя Михаила Феодоровича Романова в 1614 г. к Д. м. приписан Матюшевский Воскресенский мон-рь, к-рый ранее Д. м. приобрел с землями и угодьями за 200 р. и 245 четв. ржи. В 1-й пол. 70-х гг. XVII в. уже сам Д. м. был приписан к Патриаршему дому. Впервые упоминание о том, что Д. м. стал патриаршей домовой обителью, содержится в описи обители от 1 марта 1672 г., а указ о приписке Д. м. к Патриаршему дому последовал 20 нояб. 1676 г. Мотивом приписки указывается обмен - вместо изъятого у патриарха самарского Преображенского муж. мон-ря. После учреждения Святейшего Синода Д. м. стал синодальным домовым, с 1744 г. находился в ведении Коллегии экономии, с 1749 г.- епархиального начальства (кроме вотчин, денежных и хлебных доходов). В 1764 г. Д. м. «за неимением средств к содержанию» упразднен, монастырская церковь стала приходской с. Подъяблонного Горбатовского у.

Храмы и другие постройки

К 1-й пол. XVII в. в Д. м. был деревянный шатровый храм в честь Успения Пресв. Богородицы «на подклетях... о двунатцати стенах». «На передних стенах» Успенской ц. был освящен придел во имя прп. Сергия Радонежского. У церкви имелась паперть. В описях 70-х гг. XVII в. деревянный Успенский храм уже не упоминается. Согласно надписи на иконе Успения Божией Матери, присланной в Д. м. патриархом Московским Иоакимом, летний каменный Успенский собор с теплым приделом свт. Николая Чудотворца был построен на месте обветшавшей деревянной церкви и освящен 2 февр. 1677 г. В описании архим. Макария (Миролюбова) указываются размеры каменной Успенской ц.: «В длину 5 саж. 3 четверти аршина, в ширину 5 саж. 1 аршин с четвертью; алтарь длиною в 2 саж., а в приделе в 6 саж. с небольшим». У храма имелось 2 крыльца-паперти. В руинированном состоянии он пребывал с 1938 до 2007 г.

В описях Д. м. 20-70-х гг. XVII в. значится и др. теплая деревянная (с 1672 соборная) ц. во имя свт. Николая Чудотворца с трапезной. На берегу Оки «под монастырем» стояла шатровая на подклете теплая ц. во имя прор. Илии с приделом во имя блж. Василия Московского. С 1672 г. и в течение 1-й пол. XVIII в. на деревянных св. вратах Д. м. находилась ц. в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери.

Начиная с архим. Макария (Миролюбова) в нижегородской краеведческой лит-ре сложилась неверная датировка постройки каменной колокольни Д. м.- кон. XVI в. В качестве доказательства архим. Макарий приводил текст надписи, высеченной на ее вост. стене: «Лета 7101 (1593) году достроена колокольня при игумене Евфимии». Однако, судя по описям XVII в., каменной колокольни в Д. м. тогда еще не существовало. С 20-х гг. XVII в. «колокольница» с 6 колоколами и «часы боевые» находились над св. вратами. Каменная колокольня, вероятно, была возведена вместе с Успенским собором в 1677 г., при игум. Евфимии II (а не Евфимии I).

К 1764 г. на монастырском дворе стояли каменные архимандричьи кельи «под одну крышу» с кладовой, келарской, хлебопекарней, поварней и келейные постройки. Вне стен Д. м. располагались различные службы, нек-рые, преимущественно деревянные, по распоряжению Нижегородского архиерея в 1753 г., еще до упразднения мон-ря, были перенесены в Н. Новгород, др. проданы или обветшали.

В XVII в. ограда Д. м. была деревянной, «в замет» и «в забор». Впосл. построили каменную ограду толщиной 1,5 аршина, высотой 4 аршина, длиной 103 саж. В XVIII в. для входа в Д. м. возвели двое каменных ворот и деревянные св. врата.

Настоятели и братия

Д. м. управлялся строителями, игуменами, с сер. XVIII в.- архимандритами. Игум. Евфимий I (с 1592/93) участвовал в 1596 г. в освидетельствовании мощей насельника нижегородского Печерского мон-ря схим. Иоасафа. В 1610 г., уже будучи архимандритом Новоспасского московского мон-ря, Евфимий вместе с Филаретом Никитичем и мон. Авраамием (Палицыным) был членом посольства к польск. кор. Сигизмунду III. Настоятельствовавший с 1617 г. игум. Пафнутий 17 февр. 1620 г. был хиротонисан во епископа Тверского и Кашинского, игум. Палладий (Юрьев) 18 июня 1758 г. был хиротонисан во епископа Рязанского. В 1628 г. по доносу пребывавшего в Москве митр. Веррийского Аверкия в Д. м. были сосланы архим. Синадского митрополита Григорий и его двоюродный брат белец Косма. Вскоре за них заступился находившийся в столице Фессалоникийский митр. Паисий (Ɨ 1632), и после расследования сосланные были возвращены.

В 1638 г. указом царя Михаила Феодоровича в Д. м. были поселены монахи, бежавшие из-за гонений в Литовской земле.

Состав и численность насельников Д. м. известна с XVII в. В 20-х гг. XVII в. кроме игумена в 12 кельях проживало 33 чел., в 1672 г. в 10 кельях - 34 чел., в т. ч. конюший, житник, подкеларник, чашник, черный поп, 4 клиросных, рядовой, будильщик, хлебный, хлебодар, огородник, неводной, солодовенный, пономарь, повар, «горняго дворца», «черновского дворца», «матюшевской», «кишенской» и др. В 1742 г. Д. м. управлял строитель, в обители проживало 8 монахов, а также 21 белец: поп, 3 клиросных, слуга, повар, огородник, сторож, «часовод», подьячий, 2 дворника и др.

Материальное обеспечение

Д. м. в ранний период тесно связано с его хозяйственной деятельностью в вотчинах. В XIV-XV вв. мон-рь получил от нижегородских князей рыбные ловли в непосредственной близости, на Оке и ее притоках, а также оброчные бортные угодья в Березополье, Стрелице и Коршевской вол. С XVI в., а возможно и ранее, Д. м. владел населенными деревнями с пашенной землей в Березопольской, Гороховецкой и Стрелицкой волостях Нижегородского у. Эти пожалования царями Иоанном IV Васильевичем и Феодором Иоанновичем населенных оброчных земель или пустошей были крайне незначительны по размерам. Расширение земельных владений Д. м. происходило в связи с припиской к нему др. обителей. В 1599 г. ему была пожалована безоброчно мельница на р. Гнилице, а в 1606 г. мон-рь приобрел в Балахне соляную варницу «Базар». Одновременно путем покупки и по вкладам мон-рь стал владельцем дворовых мест и лавок в Н. Новгороде. Согласно сотной грамоте 1630 г., в Нижегородском кремле был монастырский двор с деревянной ц. в честь Зачатия св. Иоанна Предтечи на подклетях, с папертью. Рядом был др. двор, для приезда крестьян. Вне кремля, подле городской стены,- двор и лавки. 4-й двор, с садом, находился у старого острога близ Варварских ворот, а у гостиного двора имелись монастырские лавки и амбары.

Вид на Успенский храм Дудина мон-ря. Фотография. 2007 г.Вид на Успенский храм Дудина мон-ря. Фотография. 2007 г.

В XVI-XVII вв. Д. м. обладал также незначительными земельными владениями в Алатырском, Арзамасском, Балахнинском, Владимирском, Синбирском, Ядринском уездах. По переписи XVII в., за Д. м. в 1653-1661 гг. числилось 696 дворов, в 1678 г.- 315, в 1700 г.- 320 дворов с населением 1205 чел. муж. пола. 1-й ревизией 1721 г. учтено 1013 чел. муж. пола, 2-й - 1306, на 1764 г.- 1296 чел. муж. пола.

В XVI-XVII вв. Д. м. получал ружное жалованье 10 р. в год и 40 пудов соли из Балахны. С 1599 г. взамен ружной соли обители была пожалована безоброчно дер. Кишемское.

В связи с секуляризационными реформами нач. XVIII в. в 1701-1705 гг. Д. м. был лишен права распоряжаться доходами с земельных владений, получал вместо них из Монастырского приказа 70 р. 40 к. в год. Когда с нач. 20-х гг. XVIII в. эта выплата в полном объеме прекратилась, на расходы и жалованье братии поступали платежи только из одной вотчины - с. Балеева Алатырского у. по 10 р. в год. Мон-рю были возвращены находившиеся некогда в его владении ок. 600 чел., 326 из к-рых находились на пашне и др. работах, а остальные - на рублевом оброке. Часть земель и угодий сдавалась Д. м. в аренду.

В 1750 г. положено было в год игумену денежного и хлебного жалованья 10 р. и 12 четв., казначею - 5 р. и 8 четв., простым монахам - по 3 р. 50 к. и по 6 четв., «прислужникам» - по 2 р. 50 к. и по 3 четв. ржи и овса. Всего - 75 р. 47 к. После того как Д. м. стал получать вместо хлеба деньги, архимандриту было положено окладного жалованья в год 25 р., казначею - 10, иеромонахам, иеродиаконам и монахам - по 5 р. Стряпчему полагалось 30 р., подьячему - 10, иконописцу - 10, «часоводу» - 5, келейникам - по 5, столяру, плотнику, кузнецу - по 8, мельнику - 6, каменщику - 15 р. Всего жалованье со всеми монастырскими расходами из неокладных сумм доходило до 800 р. На содержание проживавших в монастыре отставных военных в 1761 г. было потрачено 69 р. 93 к.

Святыни и реликвии

Главной святыней Д. м. считалась икона свт. Николая Чудотворца, согласно описи 1764 г. «явленная» при основании обители. Образ был украшен кованым окладом, «на нем венец серебряной позолочен, в венце три камня». Перед иконой служились молебны, происходили исцеления, к-рые фиксировались в особой тетради. Др. чтимая икона, Успения Пресв. Богородицы, присланная в Д. м. в 1677 г. патриархом Иоакимом, к 1764 г. была украшена серебряной ризой с позолотой. В мон-ре также хранились напрестольный сребропозлащенный крест с 23 частицами мощей (пожертвован в 1707 стольником Т. Новиковым), напрестольные Евангелия 1654 г. (Москва), 1663 г. (согласно надписи, вклад патриаршего боярина Никифора Михайловича Беклемишева «по своих родителех»), 1678 г. (Москва), учительное Евангелие 1637 г. (Киево-Печерская лавра) с поучением св. Каллиста, архиеп. К-польского, Евангелие воскресное толковое 1662 г. (Киев). Евангелие-апракос 1408 г., переписанное для Д. м., хранится в НГХМ (№ 95-п) (Вздорнов. Искусство книги. Каталог. № 102).

На территории Д. м. находился св. источник, ископанный, по легенде, прп. Сергием Радонежским.

1764-2007 гг.

В 1764 г. Успенский храм обращен в приходскую церковь с. Подъяблонного (вместо сгоревшей в том же году деревянной церкви). Богослужения в ней совершались только в праздничные дни. Хозяйственные постройки бывш. мон-ря постепенно ветшали, в описи 1780 г. сказано: «Ограда каменная, коей несколько отвалилось, семь покоев, три выхода, на них четыре келии каменных же, но келии не достроены, сверх того три покоя деревянных, да еще пять покоев же деревянных ветхи».

Согласно ревизским сказкам 1850 г., в Успенском храме служили 2 священника, 3 диакона, пономарь. В приходе числились 1103 мужчины и 1407 женщин. Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. причт состоял из священника, диакона и псаломщика. В 1888 г. прихожан было 899 мужчин, 1051 женщина, старообрядцев - двое мужчин, 13 женщин; в 1904 г. в 8 деревнях проживало: православных - 1041 мужчина, 1028 женщин, старообрядцев - 2 мужчин, 4 женщины. К храму было приписано 36 дес. 1050 саж. земли. Жалованья причту полагалось 120 р. в год и только псаломщику - руга от прихожан.

В 1937 г. Успенский храм был закрыт и разорен, имущество разграблено, церковные книги выброшены в Оку. Впосл. были разрушены колокольня, ограда, др. постройки, с храма снесены главы и кровля. В сер. XX в. было разорено монастырское кладбище.

С осени 2006 г. в Успенском храме ведутся реставрационные работы и одновременно совершаются нерегулярные богослужения. При церкви проживают неск. трудников. 6 мая 2007 г. восстанавливаемый мон-рь посетил архиеп. Нижегородский и Арзамасский Георгий (Данилов). 25 июня 2007 г. на площадке у Д. м. установлен 9-метровый поклонный крест, планируется строительство зимнего келейного корпуса и ограды.

Арх.: РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. № 2; Ф. 280. Оп. 6. № 384, 385; Оп. 23. № 75; Ф. 281: Грамоты КЭ по Алатырскому, Арзамасскому, Балахнинскому, Владимирскому, Нижегородскому, Симбирскому, Ядринскому у.; Ф. 390. Оп. 1. № 6068, 14467; ЦАНО. Ф. 570: Нижегородская духовная консистория. Оп. 554. 1750 г. Д. 28; 1751 г. Д. 24.
Ист.: АЮЗР. Т. 3. № 10, 13; РИБ. Т. 2. С. 84. № 51; С. 991. № 224; ОДБМЮ. 1869. Т. 1. № 1708; АЮБДР. 1857. Т. 1. С. 557. № 86; СПб., 1864. Т. 2. С. 458. № 155; Писцовая и переписная книги XVII в. по Н. Новгороду, изд. Археогр. комис. СПб., 1896. Стб. 18, 19, 61, 359, 362; Пудалов Б. М. Письменные источники по истории Нижегородского края: XIII - нач. XVIII в. Н. Новг., 2001; Антонов А. В., Маштафаров А. В. Вотчинные архивы нижегородских духовных корпораций кон. XIV - нач. XVII в. // РД. 2001. Вып. 7. С. 445-456.
Лит.: ИРИ. Т. 4. С. 62; Т. 6. С. 997; Макарий (Миролюбов), архим. Памятники церк. древностей Нижегородской губ. СПб., 1857. С. 239-258; Горчаков М. И. О земельных владениях Всерос. митрополитов, Патриархов и Св. Синода 998-1738 гг. СПб., 1871. Прил. С. 98, 224; Желтов Ф. Легенда о Дудине мон-ре // Нижегородские ГВ. 1887. Ч. неофиц. № 8. С. 5; Адрес-календарь Нижегородской епархии. Н. Новг., 1888. С. 684-685; То же. 1904. С. 232; Пчелин Н. Дудин мон-рь: Застывшая история // Нижегородская старина. 2002. № 5/6. Вып. 3. С. 16-17; он же. Домовая обитель Патриарха. Н. Новг., 2002.
А. В. Маштафаров, Д. Б. Кочетов
Рубрики
Ключевые слова
См.также